В настоящем учении, нет учения
ОНА БЫЛА АКТРИСОЮ...
Почему уходят из жизни творческие личности?
Естественное состояние человека — избегать смерти. К этому понуждает любого древний инстинкт самосохранения. Но почему же тогда кто-то обрывает свое существование собственными руками, совершая так называемый суицид, или самоубийство? Далеко не все самоубийцы — готовые пациенты психиатра. Но тем не менее в подавляющем большинстве случаев это личности неординарные. И особенно шокируют читать дальшеобщество и остаются в памяти самоубийства известных и талантливых людей.
До сих пор не утихают споры вокруг трагической кончины актрисы Елены Майоровой: сама она ушла из жизни или нет? Нельзя утверждать наверняка, было ли это самоубийство. Это могло случиться и в результате длинной цепи трагических случайностей. И сейчас я хочу рассмотреть не конкретный случай, а общую тенденцию: почему творческие личности в достаточной степени склонны к суицидам?
ГОРЕ... ОТ УМА
Достаточно распространено мнение, что самоубийца — это безвольный, слабый человек, не сумевший противостоять жизненным трудностям... То есть чуть ли не дезертир, бежавший с поля боя. И дело не в том, что самоубийство осуждается церковью (у этого осуждения иная причина — мол, человек не вправе распоряжаться жизнью, дарованной Богом). Даже у иного атеиста суицид ассоциируется с душевной слабостью и недостатком интеллекта... А на самом деле часто все наоборот.
Многим известна русская пословица “Дуракам жить легче”. А ведь и правда: с дурака обычно и спрос меньше, и претензий к нему никаких, и на обиженных Богом не обижаются... И самое главное — у людей с низким интеллектом практически никогда не бывает сложностей психологического плана. Недалекому человеку легче всегда быть довольным собой. А высокоинтеллектуальная личность мало того, что часто несет весомый груз психологических проблем, но к тому же порой берет на себя непосильную ношу в плане жизненной нагрузки и требований к самому себе. И в результате такие люди испытывают постоянное недовольство собой, а то и полное разочарование в жизни. Особенно остро это переживают как раз личности творческие — истинно талантливым людям всегда присущ высокий интеллект, но порой в их характере эмоциональность берет верх над холодной расчетливостью.
У человека, переставшего ощущать ценность жизни, проявляется так называемое личностно-деструктивное поведение. Один из видов такого поведения — аутоагрессия, то есть ненависть, направленная против себя самого. В результате может иметь место как мгновенное, так и медленное самоубийство — например, с помощью алкоголя и наркотиков. Ведь многие известные люди чрезмерно употребляли зелье не потому, что хотели “утопить горе в вине”, а затем, чтобы хотя бы на время уничтожить, принизить, разрушить свой интеллект, заставляющий их поднимать непосильную жизненную ношу. А то, что алкоголь и наркотики — яд, они все прекрасно понимали. Это тоже одно из сильных проявлений аутоагрессии: “Ну и что же? Очень хорошо, пусть я умру!” И умирали...
Часто, кстати, это “ну и что же” звучит не вслух, а на уровне бессознательного. То есть человек, разрушающий свой ум алкоголем, наркотиками, психотропными препаратами, или действующий в состоянии аффекта, подчас не ведает, что творит. И если он в таком состоянии повесится или подожжет себя — он это делает в общем-то не по своей воле. В этом случае он не несет моральной ответственности за собственную смерть. И церковь отпевает и хоронит его, как положено.
БЕЗ ЗРИТЕЛЕЙ СПЕКТАКЛЬ НЕ СОСТОИТСЯ
Говоря о склонности творческих личностей к самоубийствам, нельзя не упомянуть о специфических особенностях таких людей, которые помимо всего прочего тоже толкают их к трагическому решению.
Демонстративность. Качество это просто необходимо для людей, выбравших профессию, скажем, актера: более того, без этого качества настоящего артиста просто не бывает. Однако порой случается так, что демонстративность перехлестывает через край. И тогда у человека тоже проявляются признаки деструктивного поведения.
Здесь же не могу не сказать о таком явлении, как демонстративный суицид. Иначе говоря, человек инсценирует попытку самоубийства с целью манипулировать людьми или обстоятельствами. Вариантов много — вскочить на подоконник распахнутого окна на высоком этаже, выпить неопасную дозу таблеток... Но следует помнить, что это очень рискованное действо: однажды можно просто поскользнуться или доза случайно окажется чрезмерной.
Инфантильность. Многие творческие личности нуждаются в постоянном одобрении своих действий, и очень болезненно воспринимают даже конструктивную критику. Здесь начинается так называемое перенесение на личность: к примеру, если актеру сказать “Ты плохо сыграл”, он может воспринимать это как “Ты вообще сам плохой”. Такое перенесение в основном характерно для детей. А в результате у взрослого человека — те же деструктивные мысли: “Я никуда не гожусь, мне в этой жизни не место...”
Нестандартное видение мира. Это чаще всего и есть основа таланта. Но у медали, к сожалению, две стороны: нестандартный взгляд заставляет человека отгораживаться от реальной действительности, существовать в собственном мире. И когда ему все же приходится столкнуться с жестокой реальностью, он испытывает сильное разочарование — и зачастую не видит смысла в такой жизни.
Слияние с объектом творчества. В силу этого ощущения и создаются самые гениальные произведения и роли. Но беда в том, что подчас человек не расстается с ролью и в жизни, вживается в нее полностью. И если ему довелось создавать образы мрачные, трагические — это порой накладывает соответствующий отпечаток на его восприятие окружающего мира. В результате это становится дополнительным поводом к суициду.
Желание нравиться. Вообще это естественно — если есть признание, успех, поклонники, значит, и ценишь себя намного выше... В этом смысле более уязвимы женщины, особенно в возрасте около сорока: временный спад своей творческой успешности они зачастую связывают с внешними изменениями; болезненно переживают переход на возрастные роли; страдают, что никому уже понравиться не смогут — в первую очередь режиссерам и зрителям. И решают, что им теперь незачем жить — не избранным и не признанным...
ЧТО ИМЕЕМ — НЕ ХРАНИМ
...И еще одна тяжелая, горькая причина, по которой так часто уходят из жизни люди, долго радовавшие нас своим творчеством. Причина эта — изменение всей системы ценностей и нашего к ним отношения.
В недавние советские времена искусство было частью социалистической пропаганды. Художники, писатели, актеры были в обществе личностями почитаемыми, значимыми, признанными — в том числе это выражалось и в их материальной обеспеченности. Теперь же на дворе рыночные отношения, и государственное финансирование искусства прекратилось — тем более, что пропаганда больше практически не требуется. Но парадокс в том, что на самом деле ни наука, ни искусство не могут существовать на стопроцентной самоокупаемости... И сегодня неконъюнктурные творческие личности, деятельность которых стала практически невостребованной и неоцененной, чувствуют себя брошенными и ненужными. Да и в шкале сегодняшних ценностей, увы, интеллект и творчество занимают не первые места. Разумеется, явление это временное, и от богатеньких стриженых мальчиков с неполным средним образованием мы все же идем к цивилизованному бизнесу и к значимости образования и культуры. Но каково людям, которые рискуют не дождаться этого светлого будущего и умирают, потому что падение с той высоты, на которую они были вознесены прежде — серьезная психологическая травма! Причем в этом случае по одной и той же причине происходят и суициды, и скорая естественная смерть — особенно у тех, кто уже в годах: чувствуя себя ненужными, они просто перестают сопротивляться своим болезням, машут на себя рукой и вскоре умирают... Это тоже, если хотите, разновидность самоубийства.
МЕРТВЫЕ СРАМУ НЕ ИМУТ
Любой творческий человек имеет достаточно широкий круг знакомых — хотя бы потому, что в силу своих личностных особенностей достаточно общителен, а также постоянно стремится все-таки чувствовать себя нужным. И когда этот человек накладывает на себя руки или сдается скорой естественной смерти — практически каждый из его знакомых и родственников начинает заниматься самоедством: мол, мы виноваты, что не спасли, а может, и сами невольно подтолкнули к этому шагу. В результате чувство вины перед умершим гнетет сильнее, чем сама потеря близкого человека; а со временем это чувство перетекает в серьезный невроз. И чтобы избавиться от собственной и взаимной невротизации, родственники и знакомые всеми силами убеждают общественность, а прежде всего сами себя, что это было вовсе не самоубийство, а трагическая случайность, что человек накануне чувствовал себя прекрасно, в крайнем случае — что пил, курил, себя не берег и сам виноват... Убеждения эти звучат вовсе не потому, что самовольный уход из жизни — позор для умершего. Ему это уже не важно, как ни цинично это звучит. Таким образом пытаются с себя снять ощущение вины перед мертвыми оставшиеся в живых. И никто из них никогда не признается, что были у них с ушедшим какие-то размолвки... А на самом деле ощущать себя таким виноватым бессмысленно и нелепо. Ведь вовсе не обязательно именно эти разногласия привели к трагическому концу. А жить с чувством вины, которую некому простить, невозможно.
Почему уходят из жизни творческие личности?
Естественное состояние человека — избегать смерти. К этому понуждает любого древний инстинкт самосохранения. Но почему же тогда кто-то обрывает свое существование собственными руками, совершая так называемый суицид, или самоубийство? Далеко не все самоубийцы — готовые пациенты психиатра. Но тем не менее в подавляющем большинстве случаев это личности неординарные. И особенно шокируют читать дальшеобщество и остаются в памяти самоубийства известных и талантливых людей.
До сих пор не утихают споры вокруг трагической кончины актрисы Елены Майоровой: сама она ушла из жизни или нет? Нельзя утверждать наверняка, было ли это самоубийство. Это могло случиться и в результате длинной цепи трагических случайностей. И сейчас я хочу рассмотреть не конкретный случай, а общую тенденцию: почему творческие личности в достаточной степени склонны к суицидам?
ГОРЕ... ОТ УМА
Достаточно распространено мнение, что самоубийца — это безвольный, слабый человек, не сумевший противостоять жизненным трудностям... То есть чуть ли не дезертир, бежавший с поля боя. И дело не в том, что самоубийство осуждается церковью (у этого осуждения иная причина — мол, человек не вправе распоряжаться жизнью, дарованной Богом). Даже у иного атеиста суицид ассоциируется с душевной слабостью и недостатком интеллекта... А на самом деле часто все наоборот.
Многим известна русская пословица “Дуракам жить легче”. А ведь и правда: с дурака обычно и спрос меньше, и претензий к нему никаких, и на обиженных Богом не обижаются... И самое главное — у людей с низким интеллектом практически никогда не бывает сложностей психологического плана. Недалекому человеку легче всегда быть довольным собой. А высокоинтеллектуальная личность мало того, что часто несет весомый груз психологических проблем, но к тому же порой берет на себя непосильную ношу в плане жизненной нагрузки и требований к самому себе. И в результате такие люди испытывают постоянное недовольство собой, а то и полное разочарование в жизни. Особенно остро это переживают как раз личности творческие — истинно талантливым людям всегда присущ высокий интеллект, но порой в их характере эмоциональность берет верх над холодной расчетливостью.
У человека, переставшего ощущать ценность жизни, проявляется так называемое личностно-деструктивное поведение. Один из видов такого поведения — аутоагрессия, то есть ненависть, направленная против себя самого. В результате может иметь место как мгновенное, так и медленное самоубийство — например, с помощью алкоголя и наркотиков. Ведь многие известные люди чрезмерно употребляли зелье не потому, что хотели “утопить горе в вине”, а затем, чтобы хотя бы на время уничтожить, принизить, разрушить свой интеллект, заставляющий их поднимать непосильную жизненную ношу. А то, что алкоголь и наркотики — яд, они все прекрасно понимали. Это тоже одно из сильных проявлений аутоагрессии: “Ну и что же? Очень хорошо, пусть я умру!” И умирали...
Часто, кстати, это “ну и что же” звучит не вслух, а на уровне бессознательного. То есть человек, разрушающий свой ум алкоголем, наркотиками, психотропными препаратами, или действующий в состоянии аффекта, подчас не ведает, что творит. И если он в таком состоянии повесится или подожжет себя — он это делает в общем-то не по своей воле. В этом случае он не несет моральной ответственности за собственную смерть. И церковь отпевает и хоронит его, как положено.
БЕЗ ЗРИТЕЛЕЙ СПЕКТАКЛЬ НЕ СОСТОИТСЯ
Говоря о склонности творческих личностей к самоубийствам, нельзя не упомянуть о специфических особенностях таких людей, которые помимо всего прочего тоже толкают их к трагическому решению.
Демонстративность. Качество это просто необходимо для людей, выбравших профессию, скажем, актера: более того, без этого качества настоящего артиста просто не бывает. Однако порой случается так, что демонстративность перехлестывает через край. И тогда у человека тоже проявляются признаки деструктивного поведения.
Здесь же не могу не сказать о таком явлении, как демонстративный суицид. Иначе говоря, человек инсценирует попытку самоубийства с целью манипулировать людьми или обстоятельствами. Вариантов много — вскочить на подоконник распахнутого окна на высоком этаже, выпить неопасную дозу таблеток... Но следует помнить, что это очень рискованное действо: однажды можно просто поскользнуться или доза случайно окажется чрезмерной.
Инфантильность. Многие творческие личности нуждаются в постоянном одобрении своих действий, и очень болезненно воспринимают даже конструктивную критику. Здесь начинается так называемое перенесение на личность: к примеру, если актеру сказать “Ты плохо сыграл”, он может воспринимать это как “Ты вообще сам плохой”. Такое перенесение в основном характерно для детей. А в результате у взрослого человека — те же деструктивные мысли: “Я никуда не гожусь, мне в этой жизни не место...”
Нестандартное видение мира. Это чаще всего и есть основа таланта. Но у медали, к сожалению, две стороны: нестандартный взгляд заставляет человека отгораживаться от реальной действительности, существовать в собственном мире. И когда ему все же приходится столкнуться с жестокой реальностью, он испытывает сильное разочарование — и зачастую не видит смысла в такой жизни.
Слияние с объектом творчества. В силу этого ощущения и создаются самые гениальные произведения и роли. Но беда в том, что подчас человек не расстается с ролью и в жизни, вживается в нее полностью. И если ему довелось создавать образы мрачные, трагические — это порой накладывает соответствующий отпечаток на его восприятие окружающего мира. В результате это становится дополнительным поводом к суициду.
Желание нравиться. Вообще это естественно — если есть признание, успех, поклонники, значит, и ценишь себя намного выше... В этом смысле более уязвимы женщины, особенно в возрасте около сорока: временный спад своей творческой успешности они зачастую связывают с внешними изменениями; болезненно переживают переход на возрастные роли; страдают, что никому уже понравиться не смогут — в первую очередь режиссерам и зрителям. И решают, что им теперь незачем жить — не избранным и не признанным...
ЧТО ИМЕЕМ — НЕ ХРАНИМ
...И еще одна тяжелая, горькая причина, по которой так часто уходят из жизни люди, долго радовавшие нас своим творчеством. Причина эта — изменение всей системы ценностей и нашего к ним отношения.
В недавние советские времена искусство было частью социалистической пропаганды. Художники, писатели, актеры были в обществе личностями почитаемыми, значимыми, признанными — в том числе это выражалось и в их материальной обеспеченности. Теперь же на дворе рыночные отношения, и государственное финансирование искусства прекратилось — тем более, что пропаганда больше практически не требуется. Но парадокс в том, что на самом деле ни наука, ни искусство не могут существовать на стопроцентной самоокупаемости... И сегодня неконъюнктурные творческие личности, деятельность которых стала практически невостребованной и неоцененной, чувствуют себя брошенными и ненужными. Да и в шкале сегодняшних ценностей, увы, интеллект и творчество занимают не первые места. Разумеется, явление это временное, и от богатеньких стриженых мальчиков с неполным средним образованием мы все же идем к цивилизованному бизнесу и к значимости образования и культуры. Но каково людям, которые рискуют не дождаться этого светлого будущего и умирают, потому что падение с той высоты, на которую они были вознесены прежде — серьезная психологическая травма! Причем в этом случае по одной и той же причине происходят и суициды, и скорая естественная смерть — особенно у тех, кто уже в годах: чувствуя себя ненужными, они просто перестают сопротивляться своим болезням, машут на себя рукой и вскоре умирают... Это тоже, если хотите, разновидность самоубийства.
МЕРТВЫЕ СРАМУ НЕ ИМУТ
Любой творческий человек имеет достаточно широкий круг знакомых — хотя бы потому, что в силу своих личностных особенностей достаточно общителен, а также постоянно стремится все-таки чувствовать себя нужным. И когда этот человек накладывает на себя руки или сдается скорой естественной смерти — практически каждый из его знакомых и родственников начинает заниматься самоедством: мол, мы виноваты, что не спасли, а может, и сами невольно подтолкнули к этому шагу. В результате чувство вины перед умершим гнетет сильнее, чем сама потеря близкого человека; а со временем это чувство перетекает в серьезный невроз. И чтобы избавиться от собственной и взаимной невротизации, родственники и знакомые всеми силами убеждают общественность, а прежде всего сами себя, что это было вовсе не самоубийство, а трагическая случайность, что человек накануне чувствовал себя прекрасно, в крайнем случае — что пил, курил, себя не берег и сам виноват... Убеждения эти звучат вовсе не потому, что самовольный уход из жизни — позор для умершего. Ему это уже не важно, как ни цинично это звучит. Таким образом пытаются с себя снять ощущение вины перед мертвыми оставшиеся в живых. И никто из них никогда не признается, что были у них с ушедшим какие-то размолвки... А на самом деле ощущать себя таким виноватым бессмысленно и нелепо. Ведь вовсе не обязательно именно эти разногласия привели к трагическому концу. А жить с чувством вины, которую некому простить, невозможно.