СТАНИСЛАВ ГРОФ, НАКОНЕЦ-ТО, В МОСКВЕ!, 7-8 октября 2007
7 и 8 октября 2007 в Москве с 10.00 до 17.30 состоится долгожданная встреча с величайшим психологом нашего времени, мыслителем-визионером, основателем трансперсональной психологии – Станиславом Грофом. Мировая элита уже 30 лет вдохновляется открытиями Грофа, применяя их в искусстве, бизнесе, психологии.Для начала, что же это такое ...
ЧТО ТАКОЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Трансперсональная психология – одно из направлений современной психологии, которое начало оформляться как самостоятельная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные психологи, психотерапевты и мыслители: А. Маслоу, С. Гроф, А.Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и др. Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современной психологией. Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К.Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Крипнер и другие, каждый из которых развивает свое направление исследований, методы и школу.
Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и т.д.
Прикладное значение трансперсональной психологии в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию – обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку. Трансперсональные (надличностные) переживания обладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.
СПИСОК КНИГ СТАНИСЛАВА ГРОФА ( на русском языке)1. Человек перед лицом смерти (вместе с Джоан Хэлифакс). М., АСТ, 2003
2. За пределами мозга: смерть, рождение и трансценденция в психотерапии, М., АСТ, 2003
3. Путешествие в поисках себя. М., АСТ, 2004
4. Духовный кризис: когда преображение личности становится кризисом (редактор-составитель, вместе с К. Гроф). М., АСТ, 2003
5. Неистовый поиск себя (вместе с К. Гроф). М., АСТ, 2003
6. Холотропное сознание: три уровня сознания и как они дают форму нашим жизням (вместе с Хэл Беннеттом). М., АСТ, 2003
7. Космическая игра: исследование рубежей человеческого сознания. М., АСТ, 2003
8. Надличностное виденье: исцеляющие возможности необычных состояний сознания. М., АСТ, 2000
9. Революция сознания: трансатлантический диалог (совместно с П. Расселом и Э. Ласло). М., АСТ, 2004
10. Психология будущего: уроки современных исследований сознания/ М., АСТ, 2001
11. Зов Ягуара (фантастический роман), М., АСТ, 2001
12. Величайшее путешествие: человеческое сознание и тайна смерти, М., АСТ, 2007
13. Когда невозможное возможно: приключения в необычных реальностях, М., АСТ, 2007Что из себя предстовляет- эта персона?
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКАДоктор медицины, доктор философии, профессор Станислав Гроф – психиатр с пятидесятилетним опытом исследований необычных состояний сознания, один из основателей и главных теоретиков трансперсональной психологии. Родился в столице Чехословакии Праге 1 июля 1931 года. В 1956 году получил диплом врача от Медицинской школы Карлова университета в Праге и степень доктора наук от Чехословатской Академии Наук. С 1956 по1967 Гроф – практикующий психиатр-клиницист. В этот же период он активно изучает основы психоанализа и принимает участие в новаторских научно-исследовательских проектах. В 1959 году он удостаивается премии Кюфнера – национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии.
В 1967 году был приглашен в качестве стипендиата для клинической и исследовательской работы в Университет Джонса Хопкинса, Балтимор, штат Мэриленд. По прошествии двух лет остался в Соединенных Штатах и продолжал свои исследования в качестве руководителя психиатрических исследований в Мэрилендском центре психиатрических исследований и как ассистент-профессор психиатрии в клинике Генри Фиппса при Университете Джонса Хопкинса в Балтиморе, Мэриленд. В 1973 году доктор Гроф был приглашен в Институт Эсален в Биг Суре, Калифорния, где жил до 1987 года, занимаясь писательской работой, проводя семинары, лекции и работая над разработкой техники холотропного дыхания вместе со своей женой Кристиной Гроф. Также он входил в Совет попечителей Эсаленского института.
Гроф является основателем Международной трансперсональной ассоциации (МТА) и ее бессменным президентом. В этой роли, вместе с Кристиной он организовал и провел крупные международные конференции в Соединенных Штатах, в бывшей Чехословакии, в Индии, Австралии и Бразилии. В настоящее время живет в Милл-Вэлли, Калифорния. Гроф является профессором психологии Калифорнийского Института Интегральных Исследований (КИИИ) в Сан-Франциско и аспирантуры пацифизма в Санта. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов («Трансперсональные тренинги Грофа»), пишет книги, а также выступает с лекциями и семинарами по всему миру.
В 2007 году за свои 50-летние исследования глубин человеческой психики Гроф удостоен одной из самой престижных мировых премий за выдающийся вклад в развитие науки – премии фонда Гавелов «Предвиденье 97», которую ему вручит президент фонда Вацлав Гавел 5 октября 2007 года. Фонд бывшего президента Чехии Вацлава Гавела и его жены Дагмар предназначен для поддержки пионерских социокультурных проектов и программ, которые в настоящее время еще не получили широкую поддержку, но которые имеют громадное значение для нашего будущего. Премия фонда Гавелов присуждается ежегодно с 1997 года в поддержку мыслителей, чья научная деятельность тесно связана с общечеловеческими ценностями, и в которой преодолеваются ограничения общепринятого знания, проясняются неизвестные и удивительные взаимосвязи, по-новому выражается тайна вселенной и жизни. Через присуждение ежегодных премий Фонд Гавелов обращает всеобщее внимание на нестандартные и альтернативные пути исследования реальности.
До Грофа эту премию получали такие выдающиеся ученые, как Стэнфордский психолог Филипп Зимбардо, Стэнфордский.нейрофизиолог Карл Прибрам, всемирно известный семиотик и романист Умберто Эко, пионер исследований искусственного интеллекта Джозеф Вейнзбаум.
Опубликовано 140 статей Грофа в профессиональных журналах, а также множество книг, которые были переведены на 16 языков, включая немецкий, итальянский, испанский, португальский, голландский, шведский, датский, русский, чешский, польский, китайский и японский языки.И самое интересное-главное Программа Семинара.
ПРОГРАММА СЕМИНАРА В первый день семинара Гроф совершит с нами грандиозное путешествие по мировой культуре. Трудно представить себе более универсальную и лично значимую для всех тему, чем смерть и умирание. На протяжении своей жизни все мы теряем родственников, друзей, учителей и знакомых, а в финале остаемся наедине с необходимостью собственного биологического конца. Однако, как ни странно, современная западная индустриальная цивилизация вплоть до конца 60-х годов ХХ века демонстрировала практически полное равнодушие к исследованию темы смерти и умирания. Причём не только обычные люди, но и учёные, те специалисты, которым по роду их занятий следовала интересоваться вопросами данной области: врачи, психиатры, психологи, антропологи, философы и теологи. Единственным правдоподобным объяснением сложившейся ситуации может быть массовое отрицание смерти и психологическое подавление всего, что относится к данной теме.
Ключевая мысль Грофа состоит в том, что опыт смерти и возрождения – «величайшее путешествие», которое ждет каждого из нас – сам является средством исцеления. Этот вывод стоит того, чтобы остановиться на секунду и задуматься, потому что следствия из него колоссальные. Если бы мы могли хотя интеллектуально поверить в то, что за смертью действительно следует новое рождение, мы сделали бы огромный шаг к тому, чтобы исцелить не что-нибудь, а нашу собственную жизнь. Потому что главная болезнь жизни – это страх. Как говорил Карл Юнг, у него не было ни одного пациента старше сорока, корни проблем которого не крылись бы в его страхе перед приближающейся смертью.
На семинаре Гроф, рассмотрит «величайшее путешествие» со всех возможных сторон: исторической, теоретической, терапевтической, научной и философской, рассмотрит данные исследований человеческого сознания, которые революционизировали понимание смерти и умирания, а также открыли новые подходы в работе с умирающими.
В первой части он расскажет о древних и туземных ритуальных и духовных практиках, которые могут помочь нам испытать смерть, найти эффективные способы облегчить уход из жизни, придать ему смысл. Здесь основное внимание будет уделено подготовке к смерти – в шаманизме, обрядах перехода, древних мистериях, а также в различных мистических и восточных духовных системах. Во все времена и у всех народов в доиндустриальном обществе смерть выступала как важный элемент культуры. Большая часть туземного искусства в разных частях света посвящена изображению мира духов, посмертных странствий души и, особенно, наиважнейшей области – мира предков, которых почитали и одновременно боялись. Практически повсеместно у туземных народов в погребальных обрядах находит отражение неколебимая вера в загробную жизнь и двойственное отношение оставшихся жить к умершим. Многие аспекты этих обрядов отражают стремление облегчить и ускорить переход умерших в мир духов. Однако не реже отмечается и противоположная тенденция – попытки установить ритуальную связь между живыми и мёртвыми в поисках защиты. Во множестве погребальных ритуалов можно выделить черты, которые можно интерпретировать как способствующие быстрейшему переходу умершего в мир иной, а также препятствующие возвращению оттуда.
Ещё одним характерным аспектом древних и доиндустриальных культур, окрашивающим переживание процесса умирания, является отношение к смерти как к неотъемлемой части жизни. На протяжении своей жизни люди этих культур привыкали проводить время возле умирающих, обряжать трупы, наблюдать за кремацией, держать прах родственников в своих жилищах. Западного человека посещение таких мест как Варанаси (Бенарес) в Индии, где подобное отношение находит крайнее выражение, может основательно потрясти. Кроме того, в доиндустриальных культурах люди умирают обычно в кругу большой семьи, «на миру» – в своём роде, племени. Таким образом, они могут получить значимую эмоциональную поддержку от людей, которых близко знают. Важно также упомянуть могущественные ритуалы, проводимые над умирающими, которые должны помогать людям, стоящим на пороге финального перехода, или даже особым образом руководить ими, как это описано в «Бардо тходрол».
Особое внимание в этом рассказе будет уделено Книгам Мёртвых – тибетской «Бардо тходрол», египетской «Перт Эм Хру», ацтекскому «Кодексу Боржиа», «Керамическому кодексу» майя и европейской «Ars moriendi».
Далее будут рассмотрены данные современных исследований, которые проливают свет на целый ряд явлений, связанных со смертью и умиранием. Ситуация в этой области радикально изменилась после публикации новаторской книги Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании» в конце 60-х (Kűbler-Ross) и ставшей бестселлером во всём мире в середине 70-х книги Реймонда Муди «Жизнь после жизни» (Moody 1975). За время, прошедшее с тех пор, Кен Ринг, Майкл Сабом и другие пионеры танатологии собрали внушительный свод свидетельств о необычайных свойствах переживаний на грани смерти – от точной передачи сверхчувственного восприятия во время опыта существования вне тела до глубоких изменений личности, последовавших вслед за этим. Сведения об этих исследованиях широко распространялись средствами массовой информации, от бестселлеров до телевизионных ток-шоу и голливудских фильмов.
Будет представлена расширенная картография психики, сложившаяся в результате полувека исследований Грофа глубин сознания. Наличие такой карты является необходимым предварительным условием любого серьёзного рассмотрения проблем, связанных со смертью, от различных форм ритуального преображения, до проблемы сознания на пороге смерти. Далее будут рассмотрены области исследования, важные при рассмотрении вопроса о существовании сознания после смерти – изучение опыта клинической смерти, кармы и реинкарнации, обмена информацией с бестелесным сознанием и посмертного странствия души.
Заключительная часть семинара предоставить обзор о понимании смерти в психологии, начиная от ранних соображений Фрейда до трансперсональных представлений, которые возникли в результате применения психоделической терапии и других направлений исследования человеческого сознания. Будет рассмотрена практическая значимость глубинного понимания смерти для людей, живущих в технологически-развитых странах и возможные социо-политические последствия выводов для понимания современного глобального кризиса и его облегчения.
Второй день семинара будет сконцентрирован на изучении корней двух самых мощных психологических сил в человеческой истории – насилия и алчности.. Число и степень зверств, совершенные под их влиянием на протяжении веков в различных странах мира, многие из которых совершались ещё к тому же во имя бога, поистине невообразимо. Всё это общее движение продолжается в нисколько не ослабленном виде и в двадцатом столетии. На полях сражений Второй Мировой войны было убито двадцать миллионов мужчин и женщин, и вследствие этой войны погибло столько же мирных граждан.
Захватническая политика Нацисткой Германии и ужасы холокаста, правление сталинского террора и Архипелаг Гулаг, гражданский террор в коммунистическом Китае, южно-американские диктатуры, геноцид, устроенный китайцами в Тибете, и жестокости южно-африканского апартеида, войны в Корее и во Вьетнаме, и совсем недавняя резня в Югославии и Руанде – это только несколько бросающихся в глаза примеров бессмысленного насилия, очевидцами которого мы являемся на протяжении последних пятидесяти лет.
Человеческая алчность, которая зачастую разжигала эти насильственные действия, также нашла новые, менее открытые и ожесточённые виды своего выражения в философии и стратегии капиталистической экономики. При этой системе главное значение придаётся росту валового национального продукта, неограниченному росту, безжалостному расхищению невозобновимых естественных ресурсов, престижному потреблению и «запланированному устареванию товаров». Более того, многое в этой опустошительной экономической политике, которая ко всему имеет ещё и катастрофические экологические последствия, направлено на производство вооружений, наращивающих свою разрушающую силу.
В последние несколько десятилетий стало очевидно, что корни агрессивности залегают намного глубже и являются более грозными, чем могла бы себе вообразить традиционная психология. Однако эта работа открыла также и чрезвычайно действенные подходы, которых имеют возможности обезвреживать и преобразовывать нашу предрасположенность к насилию. Стало ясно, что пагубная агрессивность не отражает истинного человеческого естества. Скорее, она происходит из бессознательных движущих сил, которые отделяют нас от нашей более глубокой самобытности.
Нет никакого сомнения, что пагубная агрессивность связана с травмами и разочарованиями во младенческом и детском возрасте. И, тем не менее, современные исследования сознания открыли, что другие важные корни насилия лежат вне послеродовой биографии и связаны с травмой биологического рождения. Чрезвычайные обстоятельства, несущие угрозу жизни, боль и удушье, переживаемые в течение многих часов во время биологических родов, порождают невероятное количество тревоги и убийственной агрессивности, которая остаётся накопленной в организме.
Догадки и выводы, которые нам предоставляют необычные состояния сознания и психоистория указывают, что каждый из нас несёт в себе глубоко бессознательные, но всё же могущественные энергии и чувства, связанные с травмой рождения, и как раз эти силы мы ещё не достаточно преодолели и усвоили. Для некоторых из нас эта сторона нашей психики будет оставаться полностью бессознательной до тех пор, пока мы сами не займёмся каким-нибудь видом всестороннего и тщательного самоосвоения например с помощью холотропного дыхания или ребёфинга. Но другие же в той или иной степени могут осознавать чувства или физические ощущения, скопившиеся на околородовом уровне бессознательного. И введение в действие этого содержания может приводить к серьёзной индивидуальной психопатологии, включая немотивированное насилие.
Как же мы можем привести в действие представления, которые появились в трансперсональной психологии и из новой научной парадигмы?
Хотя прошлые достижения и невероятно впечатляют, однако новые идеи всё-таки ещё составляют скорее разрозненную мозаику, нежели завершенное и всеохватное видение мира. Ещё должно быть сделано также много работы, и в отношении накопления данных, и создания новых теорий, и достижения творческих обобщений. Да и существующие сведения должны достичь намного более широкой аудитории, прежде чем можно будет ожидать значительного воздействия на мировое положение.
Но даже коренного интеллектуального сдвига к новой парадигме в широком масштабе будет не достаточно, чтобы смягчить глобальный кризис и повернуть вспять то разрушительное движение, в котором мы участвуем. Требуется не больше не меньше, как глубокое чувственное и духовное преображение человечества. Используя существующие доказательства, можно предложить некоторые стратегии, которые могли бы способствовать такому событию и подкрепить его.
Попытки изменить человечество должны начинаться с предохранительных психологических мер, предпринимаемых в раннем возрасте. Многого можно было бы достичь путём изменения условий беременности, родов и послеродового ухода – улучшения эмоциональной подготовки матери во время беременности, осуществления естественного деторождения и поощрения чувственно обогащающего соприкосновения между матерью и ребёнком в послеродовой период.
Многое было написано о важности вскармливания ребёнка, также как и о разрушительных эмоциональных последствиях травмирующих условий во время младенчества и детства. Конечно же, это область, где непрерывное образование и руководство необходимо. Тем не менее, для того чтобы быть способными применять теоретически уже известные правила, родителям нужно самим достичь достаточной эмоциональной устойчивости и зрелости. Ведь хорошо известно, что эмоциональные недуги передаются от поколения к поколению подобно проклятию. И здесь мы сталкиваемся с очень сложной задачей яйца и курицы.
Начать следует, по-видимому, с самой чувствительной точки, с распространения сведений о возможностях самосовершенствования и наращивании критической массы людей, лично в нем заинтересованных. Действенные методы самосовершенствования личности доступны как врачебной традиции, так и современным школам древних духовных традиций. Чем больше людей вовлечены в целенаправленную деятельность такого рода, тем больше надежда, что у нас будет достаточно духовной открытости, необходимой для выживания нашего вида.
Человечество вовлечено в захватывающую гонку, равной которой не найти во всей его истории. И ставка в ней никак не меньше, чем будущее жизни на нашей планете. Но если мы будем продолжать наши старые, явно разрушительные и саморазрушительные, стратегии, то человеческий вид может не сохранится. Однако если достаточно большое число людей разовьется до высокого уровня сознания, то мы сможем достичь такого уровня эволюции человечества, что станем достойными славного имени, которое дали своему виду: homo sapiens – «человек разумный».
Только, вот продолжительность жизни её будет зависеть от того, насколько она верна.
Каждому по потребности.
Потребности - у всех одни. Пирамидкой пишутся...