Сначала мужчин:
С днём защитника Отечества вас! С 23 ФЕВРАЛЯ.
Будьте настоящими ( во всех смыслах этого слова) мужчинами!
Милою ( и временами не очень…) женскую часть населения сообщества, к энной отношусь и я.
Хочу поздравить с Международным Женским днем- 8 МАРТА!
А, кстати, вы знаете, почему он считается международным?
В качестве небольшого презента, я хотела бы сделать циклы Статей
По таким замечательным вещам как :
“Женский дискурс в литературном процессе России конца XX века” и
«Российские женщины в ХХ веке. ОПЫТ ЭПОХИ»
Однажды я уже выкладывала из них статьи, но сейчас хочу познакомить их с вами чуть ближе… Для этого необходимо провести голосование, по темам направления статей, поскольку их достаточно приличное количество, хотя это всего лишь два диска….
Пожалуй, начнем с
“Женский дискурс в литературном процессе России конца XX века”Предлагаем вашему вниманию компакт-диск “Женский дискурс в литературном процессе России конца XX века”. Собственно тело диска составляет сумма уже опубликованных произведений, имеющих отношение к теме “женщина и литература”. Цель нашего проекта состоит в том, чтобы собрать и представить на одном виртуальном пространстве тексты о месте и роли женщины в России, выраженные через призму литературных и около-литературных рефлексий (в постсоветский временной период).
При подготовке диска нами прежде всего была создана его концепция. Разрабатывая ее, мы столкнулись с тем, что рассматриваемая тема достаточно обширна, поэтому нам пришлось из всего доступного многообразия женской литературы, или написанной “о женщинах”, выбирать только тексты, наиболее показательные. Мы просмотрели более 6000 и отобрали порядка 4000 страниц по статьям, художественным произведениям, эссе для размещения на диске, половина которых нуждалась в сканировании для перевода в электронную версию.
Основная идея, которой руководствовались участники проекта, состояла в том, чтобы отразить формирование представлений о женственности и женщинах на протяжении 90-х годов ушедшего века (то есть, выявить отношение литераторов к кругу так называемых гендерных вопросов). Надеемся, что тем самым сможем показать реальное состояние проработанности гендерной проблематики в современном литературном дискурсе России. При этом литературные произведения, отобранные для диска, по мысли составителей, призваны играть прежде всего роль “образцов”, примеров, выступать скорее иллюстрацией в издании хрестоматийного типа, поскольку собирание литературного материала созданного женщинами – это задача специальная, которая в рамках данного проекта не могла быть решена.
Содержательная часть концепции опирается на мысль, что не только количественное увеличение “женского словесного массива” в литературе, но и осмысление этого явления критикой помогут преодолеть традиционалистские и фундаменталистские взгляды и выйти за рамки патриархатного мышления, во многом определяемого господствующей маскулинистской культурой. В поле гендерных исследований ведется и активизируется работа по изменению и литературного, и культурного канона. Его создание в литературе происходит в процессе чтения, интерпретации и вынесения оценки произведению или творчеству в целом.
И литературоведение, и литературная критика вырабатывали и вырабатывают критерии, а также оценивают значимость личности автора и его позиции. Эти критерии всегда выводились по текстам, написанными мужчинами, внедрялся стереотип, что классики – это превосходно, а всё остальное – убого и не имеет общекультурного значения. Подобный взгляд и традиция приводят к тому, что тексты, написанные женщинами воспринимаются как маргинальные. В результате, формируется канон в виде так называемой высокой литературы, в каждый временной период обозначаемой по-разному. А “иная”, “другая” (например, мемуарно-бытовые тексты, развлекательные) объявляется второсортной и малоинтересной.
Нужно отметить, что мы стремились избежать навязывания собственных представлений. Поэтому оценки и мнения, содержащиеся в предлагаемых текстах, отражают только точку зрения авторов работ и далеко не всегда совпадают с мнениями коллектива составителей диска.
В окончательном варианте диск содержит более 300 электронных единиц, которые для удобства пользователя и облегчения обзора размещены по четырем содержательным главам, отражающим основные направления современного литературного процесса:
• литературоведческие тексты;
• материалы культурологического плана;
• женские образы в средствах массовой информации;
• художественные произведения.
Внутри каждого из разделов материал распределен по алфавиту.
Кроме того, имеется довольно обширный специальный библиографический аппарат по женской литературе, а также авторский указатель произведений, отобранных для диска. Поскольку он представляет собой не простое собрание текстов, а компьютерный продукт, то для удобства пользователей, которым недостаточен такой тип структурирования материала, предлагается программа поиска по отдельному слову, интересующему пользователя. Поиск можно осуществить, получая контекстное окружение любого слова, находящегося на пространстве диска.
Необходимо отметить, что в процессе работы над диском коллектив составителей столкнулся с существенной трудностью. Условиями гранта не были предусмотрены средства на оплату авторских прав, и разработчики были вынуждены использовать только тот материал, который был предоставлен на безвозмездной основе. Понятно, что это до некоторой степени обеднило и сузило состав диска.
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что, несмотря на чрезвычайно жесткие временные рамки, установленные условиями гранта (два с половиной месяца), работа была выполнена в срок.
Второе произведение-это
«Российские женщины в ХХ веке. ОПЫТ ЭПОХИ»Сам диск содержит 492 произведения 243 авторов объемом примерно 7000 страниц.
Сюда входят:
• свидетельства
• документы
• теоретические работы
• художественные произведения
• журналистика
• обзоры литературы
• видео клип «Образ женщины в кино» (Да тот самый!)
• иллюстрации (если честно я их там не нашла…)
Сома информация организована по историческому принципу:
1. досоветский период
2. советский период
3. постсоветский период
Каждый период структурирован следующем образом:
I. Социальный статус
II. Право
III. Труд, образование, здравоохранение
IV. Семья
V. Насилие
VI. Политика
VII. Женское движение, женская активность
VIII. Женская пресса
IX. Жизнь женщин
X. Образ женщины в культуре
Если, нам всё-таки повезет и сервер захочет работать я выложу сюда:
Видеоклип «Образ женщины в кино»- интересная подборка.
Чуть не забыла + на нем небольшое дополнение:
Методология
Монографии
Фильмография
Кстати, это ЭНЦИКЛОПЕДИЯ!
Выберайте.
А сейчас я представляю ещё одну работу с этого диска- Это будет:
Булавина Т.
Ничего, кроме счастья
Всё-таки редкое изобретение феминизм. Столько в нём сказано о женщинах и женщинами разного и непохожего, которое, тем не менее, не является взаимоисключающим и с равным успехом принадлежит этому направлению. И всё-таки в него не входит всё сказанное о женщинах.
Речь пойдет о психологии, потому что её деятельность проходит на территории наиболее острых и наиболее важных "жизненных" проблем.
Психокультура - явление в наших краях достаточно новое и по-настоящему не нашедшее свою нишу. Показательно, что практика психотерапии начиналась с психоанализа, где идентичность пола считалась очевидной. Сегодня у нас, насколько я могу судить по своему опыту проведения тренингов, даже в таких группах, как, например, гештальт-терапия, которые заведомо не ориентированы на рассмотрение проблематики пола, эта проблематика всё равно возникает постоянно.
Приведу пример обсуждения моделей мужественности и женственности в смешанных тренинговых группах. Например, группа приходит к выводу, что ум для "мужественности" обязателен, для "женственности" - нет, и выполнение этого условия требует "надмирных зусыль". Для понятия "мужское" репертуар сильно расширился: корреляция с "армией" перестала быть неизбежной, появились корреляции с "экономикой" и "политикой" как областями занятости прежде всего для мужчин. В случае женщин "брачный статус" как был, так и остаётся существенной характеристикой женской успешности. Женщина-политик, по данным группового обсуждения, сильно выиграет, если её образ будет дополнен качествами хорошей хозяйки, жены и матери, причем, последние показатели являются более значимыми, чем профессиональные качества. В случае оценки параметров мужской карьеры такой самодовлеющей роли брачного статуса не наблюдается.
Позволю себе остановиться на одном очень показательном событии.
Речь пойдет о "психологических тренингах для женщин", причём рассчитанных на коммерческий успех. Неужели развитие понимания женского уже достигло того уровня, что хотя бы профессионалы-психологи признают специфичность женского опыта и необходимость с ним работать, удивлялась я? В то же время настораживала эзотерическая направленность тренингов, маркированная в названии.
Мне повезло, и я познакомилась с руководительницами этой программы. Они же представляют одну из женских организаций Харькова, что делает этот пример ещё более показательным.
Итак, содержательные стратегии тренингов создавали картину поразительную: женщина-руководительница, конечно, не мыслящая себя без семьи и 25 способов рукоделия, которыми она должна владеть обязательно, любое женское недовольство в процессе треннинга маркирует как проявление комплекса неполноценности. Для его преодоления рекомендуется йога и прочие способы ухода в запредельное, которые дополняются женской сексуальной безотказностью в супружестве. Нарушение последней, по мнению руководительницы, - вполне оправданный мотив для проявления насилия со стороны мужа. Ну и, конечно, пресловутое: только будучи женственной, женщина способна пробудить в мужчине мужественность. (Хорошая идея! если ты не видишь в мужчине мужественности - читай платёжеспособности, поскольку именно это часто имеется в виду - значит, в тебе нет женственности, и нужно её срочно создавать).
Об эзотерике и сексуальности нужно сказать особо.
Продолжение...Сначала об эзотерике. Ничего не имею против восточных психотехник самих по себе, но то, в каком контексте они используются в "психологических треннингах для женщин", настораживает. Почти всё, издаваемое сейчас на Украине и связанное с психологией, в каталогах оптовых продаж проходит под рубрикой "эзотерика". Чтобы справляться с возникающими проблемами, необходимо вмешательство потусторонних сил, поскольку обычные средства либо недоступны, либо неэффективны. Вероятно поэтому сейчас в цене гадалки, астрологи и экстрасенсы.
По этому поводу вспоминается недавно перечитанная повесть Хелики Зандер "3 дамы К. рассказывают свои истории" и возникшая в связи с чтением провокативная мысль. Может быть, одно из самых естественных состояний для женщины в этой культуре - чувствовать себя несчастливыми, сохраняя адекватность происходящему, и не испытывать в связи с этим вины за то, что недостаточно женственна, уважая себя за то, что ещё способна чувствовать? А счастье часто оказывается или мимолетным, или результатом тщательно спланированной манипуляции. И если задача психологии - помочь принять себя такой, какая ты есть, то очень может быть, что это означает принимать себя страдающей и не имеющей возможности быть счастливой?...
В связи с сексуальностью нужно сказать следующее. То, что происходит сейчас в этой сфере, очень показательно. Из советской викторианской эпохи постсоветское общество перенеслось в культуру эксплуатации сексуальности как наиболее простого и прямого источника наслаждения. Ну кто же сегодня отказывается от наслаждения? Только какие-нибудь злобные или психически аномальные существа. Однако за этим перемещением обнаруживаются замечательные явления.
В связи с советским викторианством вспоминается невольно услышанный несколько лет назад (до сексуального переворота) разговор пожилых женщин между собой. Одна говорила, и остальные с ней соглашались, что "если мужу откажешь, он потом и воды не принесёт". Не хочу сказать, что это явление было распространено повсеместно, но даже если оно было немногочисленным, это не снижает его важности. Женская сексуальность в супружестве тогда была предметом торга, она обменивалась на более-менее аккуратное исполнение мужской социальной роли в семье. (Заметим, что мужская сексуальность ни в эту роль, ни в процесс обмена не втягивается.) Теперь, когда сексуальные отношения закрепились как жизнеобеспечивающая стратегия удовольствия, альтернативы которой нет, отказ от сексуальных отношений в супружестве расценивается как подрыв оснований социальных отношений вообще. Причём, не допустим он как для мужчин, так и для женщин (я сужу по впечатлениям от тренингов). Но если женщина за это может наказывать обидой, то мужчине позволительно насилие - исходя из принятого репертуара реакций для каждой гендерной роли. То, что так считают прежде всего женщины, и не только студентки-психологи, которые о супружестве знают прежде всего по СМИ, но и те, кто имеет сексуально-супружеский опыт, призывает заботиться о женском здоровье и ведет женские психологические группы - симптом очень тревожный.
Большая работа, проделанная западными феминистками, позволила пересмотреть жесткие представления, окружавшие женскую сексуальность и семейный статус. У нас они пребывают в первозданном виде и активно взаимодействуют между собой. В результате и без того жесткий императив для женской гендерной роли в институте брака оказывается усугубленным ещё более жёстким требованием сексуальной безотказности в браке.
Как показала Карен Хорни, невроз - неизбежный симптом функционирования культуры западного типа. Основной его источник - постоянное соперничество, пронизывающее не только сферу экономики: она, скорее, лишь конечный продукт этой культуры. Соперничество же предполагает победивших и проигравших. Для последних проблема невроза стоит наиболее остро, да и победа - это огромные психологические затраты. Я надеюсь, не нужно доказывать, что для женщин статус проигрывающих гарантирован.
Психология в варианте психотерапии возникает для того, чтобы корректировать сбои социальных практик, и работает прежде всего с теми, кто ощущает диссонанс с этой культурой. Психологические проблемы - это прежде всего симптом невозможности вписаться и успешно функционировать по канонам этих практик. Здесь обнаруживается возможность выбора: либо психокультура работает как дополнение к существующей культуре и изобретает способы, как можно восстановить с ней гармонию, либо - как альтернатива им. Последняя задача может быть решена успешно в той мере, в какой психотерапия сможет противостоять остальным микрокультурам как средство подтверждения отклонений, совершаемых индивидуально.
Наш пример с "психологическими тренингами для женщин" можно проинтерпретировать следующим образом. Гендерная тематика - особенно для нашей культуры, по крайней мере в области психологии, - запретная тема, и обнаружение этого - шаг решительный. К тому же "тренинги для женщин" - это более корректное название для тренингов вообще, поскольку женщины ещё не перестали больше лечиться, в том числе, и у психологов. И то, что женская проблематика признается для тренингов центральной, - это также действие значительное. Это означает снятие маски с культуры, которая тщательно следит за различиями и несмешением полов, а когда дело доходит до признания этого в важных областях жизни, культура тушуется и начинает эти различия затирать.
Однако значительный радикализм в заявке "треннинги для женщин" был компенсирован поразительным рвением тренеров привести женщину в соответствие с формирующейся неопатриархатной культурой. Поэтому радикальность заявки не выдерживается, и в результате оказывается исполнением социального заказа по формированию женщины не просто чувствующей, но чувствующей правильно: "женское счастье" в должном месте и в должном объёме.
Психотерапия по замыслу оказывается на территории, где функционирующая культура даёт сбои или демонстрирует свою негативную сторону. В силу этого, у неё есть реальный шанс оказаться реальной силой по формированию альтернативной (например, женской) практики, как это было в случае западного феминизма, когда появились группы роста женского самосознания. Но пресловутая "власть специалистов" в этой области оказывается скорее желаемой: на самом деле они оказываются в жестком подчинении у существующих практик и выполняют заказ по возврату в русло традиционной культуры.
Кто сможет создать альтернативные формы существования для женщин на Украине - это женское движение. И тогда либо психотерапия сможет работать в новом направлении, либо она сама сделает это изобретение без всякой помощи со стороны женского движения - остаётся пока неясным и в равной степени проблематичным.
Это из Раздела- МЕТОДОЛОГИИ